Обязанности студента при проведении преддипломной практики:

— перед началом практики посетить организационное собрание;
— строго соблюдать установленные сроки практики, соблюдать трудовую дисциплину и правила внутреннего трудового распорядка организации (структурного подразделения МАИ);
— изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности, санитарные правила и правила  пожарной безопасности;
— вести журнал практики;
— выполнить программу практики и задания руководителей, оформить журнал практики, подготовить и защитить отчет по практике;
— заполнить задание на выполнение выпускной квалификационной работы (ВКР).

Структура и содержание журнала по практике приведены в приложении.

Основные требования к отчету по преддипломной практике

По окончании преддипломной практики по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» студенту необходимо подготовить и защитить отчет по практике.

Отчет по преддипломной практике состоит из следующих разделов:

Раздел 1. Краткие сведения об организации.
Раздел 2. Анализ общей ситуации в отрасли и конкурентной среды.
Раздел 3. Характеристика основных показателей экономической деятельности предприятия.
Раздел 4. Анализ динамики основных показателей экономической деятельности.
Раздел 5. Сбор, анализ и компьютерная обработка информации по выбранной теме ВКР за последние 3-5 лет деятельности предприятия.
Раздел 6. Обзор литературы и обоснование путей, методов, средств решения выявленной проблемы.
Список литературных источников.

В первом разделе отчета приводятся основные сведения об организации, такие как:

— наименование, организационно-правовая форма;
— сфера и масштаб деятельности организации;
— цели и задачи организации;
— нормативные основания деятельности;
— структура организации (предприятия) и ее характеристика;
— внешняя среда организации (конкуренты, поставщики, клиенты и т.д.).

Второй раздел отчета включает описание отрасли, в которой работает организация (предприятие), и анализ основных экономических показателей, характеризующих ее. Для этого необходимо рассмотреть:

— размер рынка (объем продаж в отрасли);
— темп роста рынка и стадию жизненного цикла отрасли;
— число конкурентов и их относительные размеры, степень раздробленности отрасли;
— количество и структуру покупателей, их финансовые возможности и предпочтения;
— направления и темпы инновационных изменений в производственных процессах отрасли, степень технического перевооружения, обновление технологии и пр.;
— легкость вхождения в отрасль и выхода из нее, факторы, обуславливающие наличие барьеров;
— характеристику продукции отрасли (стандартные продукты, высокодифференцированные или слабо дифференцированные продукты);
— темпы и характер обновления номенклатуры и ассортимента;
— возможность экономии на масштабах производства;
— среднюю загрузку производственных мощностей:
— относительную доходность отрасти;
— тенденции развития отрасли.

Проведенное исследование позволит:

во-первых, выявить наиболее важные движущие силы в отрасли, к которым относятся:

— сдвиги в долгосрочных тенденциях экономического роста отрасли;
— изменения в составе потребителей и в способах использования товара;
— внедрение новых продуктов;
— изменения в технологии, в системе маркетинга;
— выход на рынок или уход с него крупных организаций;
— возрастающая глобализация отрасли;
— изменения в структуре затрат и производительности;
— изменение потребительских предпочтений;
— влияние изменений в законодательстве и политике;
— уменьшение влияния факторов неопределенности и риска.

во-вторых, оценить общую привлекательность отрасли с учетом:

— потенциальной емкости рынка и прогнозируемого темпа роста;
— интенсивности конкуренции;
— требуемых технологических и производственных навыков;
— потребности в капитале;
— усиления или ослабления воздействия сил конкуренции;
— благоприятного или негативного воздействия на отрасль основных движущих сил;
— сезонных и циклических факторов;
— доходности отрасли;
— степени риска и неопределенности, связанных с будущим развитием отрасли;
— социальных, политических, правовых и других факторов окружающей среды.

По результатам анализа внешней среды необходимо составить перечень возможностей и угроз по отношению к организации (предприятию).

В третьем разделе в качестве  основных показателей экономической деятельности предприятия необходимо указать:

— номенклатуру и ассортимент выпускаемой и реализуемой продукции (товаров, работ, услуг);
— общий оборот реализации продукции;
— общие затраты, в том числе производственные, административные и коммерческие расходы;
— производительность труда;
— прибыль предприятия;
— рентабельность производства;
— финансовое состояние предприятия.

Анализ динамики основных показателей экономической деятельности должен проводиться за последние три года. Проанализировать необходимо изменение размеров прибыли предприятия, показателей рентабельности, финансовой устойчивости и платежеспособности компании. Результаты анализа отражаются в четвертом разделе отчета по практике.

Для успешной разработки предложений по совершенствованию работы предприятия (организации) при выполнении исследований по теме ВКР за время прохождения преддипломной практики студент должен не только собрать материалы, провести комплексный анализ деятельности, но и определить круг возникающих проблем по основным направлениям исследования, указанным в задании.

Для этого необходимо иметь копии основных таблиц годовых отчетов организации за 3-5 последних лет, знать организационно-производственную структуру и структуру управления предприятием, штатное расписание и действующие в организации положения: по организации и оплате труда, бухгалтерскому и операционному учету, хозрасчету и другие внутренние регламенты. Данным вопросам посвящен пятый раздел отчета по преддипломной практике.

В заключительном разделе (шестом) приводится обзор литературы по теме ВКР и обоснование путей, методов, средств решения выявленных проблем, а также механизм формирования экономического эффекта от решения поставленных задач.